Введение
Для многих музыкантов, инженеров звукозаписи и продюсеров – как в Abbey Road Studios и Skywalker Sound, так и в самых маленьких комнатных студиях – Pro Tools чувствует себя как дома. Это по-прежнему лучшее приложение для редактирования звука для больших студий с большим количеством внешнего оборудования и необходимостью в обширной сети поддержки, а его рабочий процесс остается непревзойденным. Многие пользователи критиковали переход Avid на модель поддержки по подписке; теперь компания удвоила свои усилия и перешла только на подписку. Но вместе с этим была вновь выпущена более дешевая версия, а это значит, что новое поколение начинающих инженеров может позволить себе снова стать пользователем. Pro Tools остается нашим выбором редакции среди программ для записи на PC; хотя на Mac они не менее великолепны, Apple Logic Pro все же выигрывает у них благодаря широкому набору функций и непревзойденной стоимости.
Стоимость
Pro Tools Artist предлагается по низкой цене – 9,99 долл. в месяц или 99 долл. в год. Это позволит всем желающим освоить Pro Tools, и не просто попробовать его, как в случае с погранично бесполезным Pro Tools First. Artist больше похож на старый Pro Tools LE прошлых лет и вполне пригоден для профессиональной работы. Он поддерживает 32 аудиодорожки, 32 инструментальные дорожки, 32 шины Aux и 16-канальную одновременную многодорожечную запись, а также включает более 100 плагинов, плюс два новых инструмента, о которых я расскажу ниже.
Ребрендинг – что? да!
Ребрендированный Pro Tools Studio (ранее Pro Tools), новый основной музыкальный продукт компании, стоит $39,99 в месяц или $299 в год. (Примечание: годовая версия – гораздо более выгодное предложение, так как оплата за месяц обойдется в 480 долларов в год). С помощью Pro Tools Studio можно воспроизводить до 512 одновременных стереодорожек (вдвое больше, чем раньше) с частотой до 192 кГц, а также одну видеодорожку. За прошедшие годы Avid значительно ослабила ограничения на количество дорожек, и когда они настолько высоки, я не думаю, что это большая проблема. (Помните, когда восьмидорожечные ADAT и DA-88 были нормой, а в профессиональных студиях их было три, соединенных вместе для 24 дорожек? Или, еще лучше, Studer 24?) В Pro Tools Studio также впервые добавлено микширование с погружением в Surround и Dolby Atmos, редактирование Clip FX Editing и, самое главное, некоторые ключевые функции микширования и дополнительные плагины, о которых я расскажу ниже.
Профессионалам, работающим в больших студиях, стоит обратить внимание на Pro Tools Flex (бывший Pro Tools Ultimate), который можно использовать как в качестве родного, так и с высококлассным оборудованием цифрового ввода/вывода HDX от Avid (за дополнительную плату). Flex – единственная версия, которая работает с этим оборудованием. В ней также увеличено количество аудиодорожек до 2 048, включая до 256 одновременных входов для записи. Flex добавляет поддержку многослойного монтажа видео (до 64 дорожек!) и стандартов вещания, рабочие процессы с полевыми рекордерами, видеомонтаж, поддержку ExpertPlus и многое другое, о чем я не могу рассказать здесь. Однако это гораздо дороже – 99,99 долл. в месяц или 999 долл. в год.
Плохая новость заключается в том, что Avid больше не продает бессрочные лицензии. Теперь Pro Tools – это продукт по подписке, независимо от версии или уровня, аналогично линейке Adobe. Хорошая новость заключается в том, что все, кто имеет активную подписку или существующий план Perpetual Updates + Support Plan, получают обновление автоматически, со всеми функциями и улучшениями контента. Кроме того, все, у кого есть бессрочная лицензия Pro Tools или Pro Tools Ultimate, сохраняют ее навсегда. Теперь у этих клиентов есть два новых варианта: продление обновления + поддержки на 1 год (199 долл. для Pro Tools и 399 долл. для Ultimate) и новая лицензия Upgrade (Reinstatement), которая называется “получить текущую”: За 349 долларов (Studio) или 749 долларов (Flex) вы можете загрузить последнюю версию Pro Tools и получить один год обновлений и поддержки.
Avid всегда была строга к системным требованиям, поскольку компания сертифицирует версии Pro Tools для различных новых аппаратных релизов – и время, необходимое для этого, является самым длительным в отрасли: большинство сертификаций для новых версий ОС и аппаратных моделей занимают месяцы. Большинство последних версий PC и Mac совместимы, но вам потребуется как минимум Windows 10 или macOS 10.14.6 и 16 ГБ оперативной памяти на любой платформе; Avid рекомендует 32 ГБ RAM. В этом обзоре я тестировал Avid Pro Tools 2022.4 на 16-дюймовом MacBook Pro (Late 2021, M1 Pro) с macOS Monterey (12.3.1), 16 ГБ ОЗУ и внутренним SSD на 1 ТБ.
К плюсам можно отнести то, что Pro Tools больше не требует аппаратного ключа Pace iLok; пользователи более ранних версий Pro Tools могут подключить учетную запись iLok Cloud и освободить ценный USB-порт на своем ноутбуке. Еще одна хорошая новость: Avid оптимизировала процесс загрузки, установки и запуска. Я бы не назвал это “одним кликом”, но это проще, чем было раньше, и быстрее, чем у некоторых конкурирующих DAW.
Инструменты, которые чаще всего используют профессионалы
Несмотря на различные причуды, Pro Tools остается такой же надежной и полнофункциональной, как и прежде. Хотя мы не считаем, что при выборе секвенсора следует руководствоваться только этим, Pro Tools остается стандартной DAW в студиях звукозаписи и постпродакшн по всему миру. Покупка Pro Tools в любом качестве означает, что ваши проекты будут иметь самую большую потенциальную базу совместимости, если вы захотите работать с другими музыкантами, передать проект продюсеру или нанять инженера по микшированию, который захочет посмотреть на фактические данные треков и плагины, которые вы использовали, а не просто на стопку треков, которые вы экспортировали как отдельные аудиофайлы.
В этом буквально и заключается смысл того, что Avid вновь выпустила продукт более низкой ценовой категории (теперь он называется Artist); изучите Pro Tools сейчас, и вы будете готовы работать где угодно, даже если вам все равно придется изучать рабочие процессы постпроизводства, использовать SMPTE или другие функции, предназначенные для более дорогих продуктов, в любой студии, где вы окажетесь.
Pro Tools всегда не спешил перенимать функции из других DAW. Помните, сколько времени потребовалось, чтобы получить компенсацию задержки плагинов, автономный баунсинг и 64-битную совместимость? И, как упоминалось ранее, Avid дольше сертифицирует новое оборудование и ОС для использования с текущей версией Pro Tools. Эта платформа-“джаггернаут” движется немного медленнее, но в итоге это (как правило) означает большую надежность для профессионального использования.
Заключение
В общем, Avid Pro Tools – это надежное решение и наш выбор редакции среди программ для записи на ПК. Apple Logic Pro по-прежнему остается “выбором редакторов” на платформе Mac, потому что это потрясающее предложение по цене 200 долларов; с ним легче сочинять, в нем много плагинов, и, как и большинство конкурентов Pro Tools, он не требует ежемесячной платы. Несколько других программ для ПК, в частности Studio One и Cockos Reaper, также предлагают многодорожечную запись и редактирование звука за значительно меньшие деньги, чем Pro Tools. В частности, рабочий процесс Studio One лучше подходит для индивидуальных музыкантов, сочиняющих треки, или для микширования небольших сессий в проектной студии. Трудно превзойти Reaper в его удивительной стоимости и чрезвычайно малом объеме памяти. И это еще не говоря о более инновационной стороне уравнения, связанной с электронной композицией и живым исполнением, с такими замечательными вариантами, как Ableton Live и FL Studio (хотя работа в этих программах по ощущениям сильно отличается от работы в Pro Tools).
Но не стоит заблуждаться: Pro Tools по-прежнему остается эталоном кроссплатформенных цифровых аудиосистем высокого класса – от студий в спальнях до крупнейших звукозаписывающих и постпродакшн-студий в мире.
Это лучший аудиоредактор, который я когда-либо использовал. Он мощный, гибкий и поддерживает широкий спектр форматов… Короче всё, что нужно и очень удобно
Pro Tools может быть немного сложным для освоения, но он стоит того. Незаменимый инструмент для любого профессионального звукорежиссера – он предлагает все, что вам нужно для создания качественных миксов и потрясающих звуков саунд-дизайна!!